История

               Отдельные территории Междуречья (волости) в разное время входили в состав Вологодского, Грязовецкого и Тотемского уездов. В 1929 году был образован Шуйский район в составе Вологодского округа Северного края. В ноябре 1931 года он переименован в Междуреченский. В 1937 году после ликвидации Северного края вошел в состав Вологодской области.
              На территории Междуречья расположено более десятка исследованных стоянок первобытного человека. Все они расположены на сухонских берегах. Древнейшая - Нозьма-II относится к третьему тысячелетию до нашей эры.
               С Сухоной в основном связано и славянское освоение земель.
               АВНЕГА - древнее название значительной части Междуреченского района.  В 1370 году при Дмитрии Донском на берегу речки Авнежки преподобным Стефаном, иноком Киево-Печерской лавры вместе с преподобным Григорием и Кассианом Авнежским был основан Авнежский монастырь, широко известный далеко за пределами вологодских земель в конце четырнадцатого и с конца шестнадцатого по середину восемнадцатого веков.
               Авнега упоминается летописцем под 1453 годом, когда по духовной великого князя Василия Васильевича, \"учиненной в 6961 году\" предоставлены были князю Андрею Васильевичу Меньшому Вологодскому, пятому сыну Василия Темного, между прочими землями: Обнора, Комела с волочком и Авнега.
                Авнежское княжество, занимавшее значительную часть современного Междуреченского и частично Грязовецкого районов, существовало, вероятно, вплоть до первой четверти шестнадцатого века.

               Сельское поселение Старосельское сложилось из двух самостоятельных территорий Авнега и Митрополье.

             Авнега – была малой частью Грязовецкого уезда, а Митрополье – это в основном Шуйская волость – длительное время было вотчиной Митрополитов Ростовских, а затем крестьяне стали государственно-экономическими.

     Авнегская волость сохранила свое название (Авнега) от коренных народов, живших до прихода славян. Однокоренные авнеге слова находятся в мордовском, зыряеском и финском языках. Они означают: делить, отделять, отделяться, разделяться. Последний слог га в этих языках произносился по типу южных народов вроде ха и обозначал: Га (ха) – вода.

__________________

1929 года   Решением Вологодского облисполкома образованы Новодеревенский сельсовет, Старосельский сельсовет, Октябрьский сельсовет.

4 июня 1959 года по решению облисполкома Новодеревенский сельсовет упразднен с передачей территории Старосельскому сельсовету.

14 января 1975 года по решению облисполкома упразднен Октябрьский сельсовет с передачей территории   Старосельскому сельсовету.

14 января 1975 года из Старосельского сельсовета   выделен Ноземский сельсовет с центром в с.Спас-Ямщики.

06 декабря 2004 года Законом Вологодской   области № 1118-ОЗ образованы муниципальное образование Ноземское и муниципальное образование Старосельское.

19 декабря 2005 года упразднены Ноземский и Старосельский сельсоветы.                                    

08 апреля 2009 года Законом Вологодской   области № 1987-ОЗ преобразованы путем объединения сельское поселение Старосельское и сельское поселение Ноземское в муниципальное образование Старосельское с административным центром село Старое.

__________________

Объекты культурного наследия

По данным Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области на территории сельского поселения Старосельское располагаются 11 выявленных объектов археологического наследия. Кроме того, на территории поселения выявлены объекты архитектуры и градостроительства – старинные храмы, часовни, парки, обладающие признаками объектов культурного наследия (с. Старое, Святогорье, Спас-Ямщики).

Перечень объектов культурного наследия

№№ п/п

Наименование объекта

Место расположения

Вид

Категория охраны

1

Мыс Букинский (Ноземские Исады-8), неолитическая стоянка

5,5 км. от д. Пристань Исады

Памятник археологии

Выявленный объект, обладает признаками культурного наследия

2

Нозьма-1 (поселение 2 - 1 тыс.до н.э.)

устье р. Нозьмы, в 0,15 км.ксеверо-востоку от пристани

Памятник археологии

Выявленный объект, обладает признаками культурного наследия

3

Ноземские Исады-3 (поселение 2 - 1 тыс. до н.э.)

в 1 км. от д. Пристань Исады

Памятник археологии

Выявленный объект, обладает признаками культурного наследия

4

Ноземские Исады-4 (неолитическая стоянка)

в 1,8 км. к северу от д. Пристань Исады

Памятник археологии

Выявленный объект, обладает признаками культурного наследия

5

Ноземские Исады-5 (стоянка эпохи раннего металла)

в 1,2км. к западу от д. Пристань Исады

Памятник археологии

Выявленный объект, обладает признаками культурного наследия

6

Ноземские Исады-6 (неолитическая стоянка)

в 1,5 км. к западу от д. Пристань Исады

Памятник археологии

Выявленный объект, обладает признаками культурного наследия

7

Ноземские Исады-7 (неолитическая стоянка)

в 2,6 км. к северо-западу от д. Пристань Исады

Памятник археологии

Выявленный объект, обладает признаками культурного наследия

8

Ноземские Исады-9 (поселение эпохи раннего металла)

в 0,45 км. к западу от д. Пристань Исады

Памятник археологии

Выявленный объект, обладает признаками культурного наследия

9

Усть-Шингарь-2 (стоянка эпохи раннего металла)

в 7,3 км. к юго-западу от д. Пристань Исады

Памятник археологии

Выявленный объект, обладает признаками культурного наследия

10

Усть-Шингарь-1 (стоянка эпохи раннего металла)

в 7,3 км. к юго-западу от д. Пристань Исады

Памятник археологии

Выявленный объект, обладает признаками культурного наследия

11

Усть-Шингарь-3 (стоянка эпохи бронзы)

в 7,3 к юго-западу от д. Пристань Исады

Памятник археологии

Выявленный объект, обладает признаками культурного наследия

12

Старинный парк, XIX в.

с. Святогорье

Памятник архитектуры и градостроительства

Обладает признаками культурного наследия

Имеет статус ООПТ

13

Церковь Николаевская Старосельская, 1744 г.п.

с. Старое

Памятник архитектуры и градостроительства

Обладает признаками культурного наследия

14

Церковь Успенская, 1894 г.п.

в 1 км. западнее с. Старое

Памятник архитектуры и градостроительства

Обладает признаками культурного наследия

15

Каменная часовня

в центральной части села с. Старое

Памятник архитектуры и градостроительства

Обладает признаками культурного наследия

16

Усадебный парк

в м. Красково (в 6 км. от с. Святогорье в сторону д. Гаврилково)

Памятник архитектуры и градостроительства

Обладает признаками культурного наследия

17

Здание торговых рядов купца Морозова

с. Святогорье

Памятник архитектуры и градостроительства

Обладает признаками культурного наследия

18

Церковь Ильинская в Ямщиках (XIX в.), прилегающие жилые дома, постройки конца XIX в.

с. Спас-Ямщики

Памятник архитектуры и градостроительства

Обладает признаками культурного наследия

19

Место бывшего Троицкого Авнежского монастыря, 1370 г.п., колокольня Троицкой церкви, территория кладбища

д. Заречье

Историческая местность

Обладает признаками достопримечательного места

 

Кроме того, на данной территории, в исторической местности Авнега (Авнежская волость), вероятно, располагается ряд неучтенных объектов культурного наследия – сельская жилая застройка и хозяйственные постройки, деревянное зодчество XVIII – нач. XX вв. Природное окружение Авнеги и Митрополья представляет собой типичные ландшафты, характерные для Русского Севера. 

Объектов культурного наследия местного (муниципального) значения на территории сельского поселения Старосельское не имеется. 

__________________

Никольская церковь в с. Старое 

В центре села Старое стоит Храм Святителя Николая Чудотворца. Год постройки 1806-1813 гг. Здание было перестроено под церковь. Существует версия, что оно было собственностью богатой купеческой семьи и затем пожертвовано церкви. В 30-е годы её закрыли, а с 1998 года ведутся восстановительные работы. Приход в настоящее время восстановлен, церковь действующая. Здание церкви сохранилось с утратами, поскольку долгое время в нем были склад, а затем дом культуры и радиоузел (радиоцентр).

nik

Святой источник «Архангела Михаила» 

Освященный источник расположен в 100 метрах от Успенской церкви, построенной на месте Архангельской под болотом пустыни. На огороженной территории расположены источник, беседка, купальня и омывальни, установлен крест.

 

 mich001  mich002

 

Успенская церковь (Церковь Михаила Архангела под Болотом) в с. Старое 

Одна из наиболее поздних церковных построек в Междуреченском районе, построена в конце XIX века на месте бывшей Архангельской под болотом пустыни, где был монастырь (отсюда церковь берет свое второе название - у Михаила Архангела). В советское время в ней располагалась совхозная мастерская.

usp 

Церковь Ильи Пророка в с. Спас-Ямщики 

Церковь Ильи Пророка в с.Спас-Ямщики, год постройки – 1750 г. Трехсветная церковь. Последняя служба была совершена 2 августа 1936 г. – на Ильин день, после чего священника, о. Василия, арестовали и расстреляли.

 

В 30-е годы 20 века в ней разместили машинно-тракторную станцию. Затем в церкви вплоть до 1981 года располагались колхозные мастерские. Своды были покрыты слоем копоти. Часть изображений отмыта. В настоящее время церковь недействующая.

 

 ilya001  ilya002

  

Авнежский Троицкий монастырь 

avnezАвнежский в честь Святой Троицы мужской монастырь находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону. Источниками сведений об основании Авнежского монастыря являются «Сказание об обретении мощей Григория и Кассиана Авнежских», а также Житие прп. Стефана Махрищского, составленное игуменом Данилова монастыря Иоасафом (после 1560). Основан не ранее 1370 г. прп. Стефаном Махрищским и его учеником сщмч. Григорием Авнежским. На пожертвования местного богатого землевладельца Константина Дмитриевича (в иночестве Кассиана) в монастыре в 70-х гг. XIV в. были выстроены 2 храма: во имя Св. Троицы и во имя вмч. Георгия Победоносца, а также кельи для братии. Вскоре св. вел. кн. Димитрий Донской прислал в обитель богатый вклад и церковные книги и отозвал прп. Стефана в Москву. Уезжая, прп. Стефан назначил настоятелем обители иером. Григория, а келарство поручил иноку Кассиану. В июне 1392 г., во время набегов казанских татар и вятчан, монастырь был сожжен, а настоятель Григорий и келарь Кассиан убиты (по другой версии иноки были убиты разбойниками, хотевшими завладеть монастырским имуществом). В 1524 г. крестьянином Феодором были обретены мощи преподобных Григория и Кассиана, над их гробами выстроена часовня. В 1560 г. по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного и по благословению свт. Макария, митр. Московского, обитель возобновилась трудами игум. Стефанова Махрищского монастыря Варлаама (с 1570 еп. Суздальский и Тарусский). На месте разрушенной часовни был вновь построен Троицкий храм с приделом вмч. Георгия Победоносца, а также Благовещенский храм, трапезная и кельи. В это же время Авнежский монастырь был приписан к Махрищскому монастырю. В Смутное время Авнежский и Махрищский монастыри сильно пострадали, и в 1615 г. по указу Михаила Федоровича обе обители были приписаны к Троице-Сергиеву монастырю. В 1764 г. Авнежский монастырь был упразднен, а Троицкий храм, в котором под спудом находились мощи угодников, обращен в приходской. 

В настоящее время храм не сохранился, на Авнежском погосте уцелела лишь полуразрушенная колокольня.

Travel Turne Tranzito